МО учителей точных наук


АвторСообщение
администратор




Сообщение: 36
Зарегистрирован: 04.11.10
Откуда: Россия, Самара
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.02.11 16:52. Заголовок: Танграм.


Внеклассное мероприятие разработала и провела учитель математики высшей категории Вердеш Мария Александровна
Танграм (6 класс)

Цели игры:
 Развитие творческих способностей учащихся, волевых усилий в достижении поставленной цели,
 сплочение коллектива;
 привитие интереса к математике,
 расширение кругозора учащихся.

Оборудование:
 музыкальный центр,
 6 наборов деталей к игре «Танграм» (Три набора не пронумерованных и три пронумерованных) (приложение 1),
 черный ящик, карточки с заданиями,
 реквизиты для инсценировок, бланки для работы жюри.

Предварительная подготовка:

 В игре принимают участие 3 команды 6-х классов.
 Каждая команда придумывает название, девиз и эмблему.
План игры:
 Разминка
 Рекламная пауза (частушки)
 1 конкурс
 Инсценировка сказки «Легенда о шахматах»
 2 конкурс
 Стихотворение «Математика»
 3 конкурс
 Гимн математике
 Подведение итогов. Награждение победителей и участников
Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев,
сделать его немного занимательным.

                Б. Паскаль.

        Ход мероприятия
        Вступительное слово учителя. Сегодня у нас не простой урок. Мы с вами поведём небольшую игру-соревнование под названием… А вот название вы узнаете если расшифруете следующую шифрограмму.
        Разминка.
        Расшифровка фразы, которая является названием нашей встречи.
        <\/u><\/a> <\/u><\/a>
        Ответ: танграм - самая старая игра в мире, китайская головоломка.
        Танграм является одной из самых древних головоломок в мире. Она появилась несколько тысячелетий назад в Китае и до сих пор является любимым развлечением в странах Востока.
        Название "танграм" (в Китае ее называли "чи-чао-тю", что означает "хитроумный узор из семи частей"), по-видимому, было придумано в середине XIX века каким-то английским или американским "игрушечных дел" мастером, чье имя, к сожалению, до нас не дошло.
        Фигуркам, которые можно составить из семи элементов танграма, посвящено множество альбомов и книг.
        Рекламная пауза: (частушки от 6 В)

        1. Мы веселые ребята,
        Очень весело живем:
        И задачи мы решаем,
        И частушки вам споем.
        2. В нашем классе все ребята
        Хороши, как на подбор.
        Математику не знают,
        «Хорошистов» недобор.
        3. Математика поможет
        Вам отличниками стать,
        Научитесь вы, ребята,
        Уравнения решать.
        4. Мы задачи на движенье
        Порешать всегда хотим,
        Наше в классе поведенье
        Всем известно - не молчим
        5. Двойка с Тройкой говорили,
        Что они главнее всех.
        Что случилось бы на свете,
        Если б это был не смех?
        6. Говорила Двойка Тройке,
        Что она красавица,
        Потому, наверное,
        Ребятам очень нравится.

        1 конкурс.
        Каждая команда получает набор танов.
        <\/u><\/a>
        Из них нужно сложить одну из предложенных фигур.
        <\/u><\/a>
        Ответы:
        <\/u><\/a>
        Командам начисляются баллы в порядке убывания, по мере выполнения задания.
        первая, сложившая фигуру, команда – 3 балла и т.д.

        Пока команда выполняет первое задание, болельщикам предлагается отгадать, что в чёрном ящике.
        В «черном» ящике находится предмет, связанный с математикой. Участникам игры задаются наводящие девять вопросов-подсказок относительно предмета, находящегося в ящике. Цена подсказок за каждый вопрос постепенно падает на 1 очко: с 9 (первый вопрос), затем 7 и т. д. до 1 очка (последний вопрос). В конце игры очки подсчитываются
        1. (9 очков.) Историк XX века Роуз сказал: «Это задушевная беседа без слов, лихорадочная активность, триумф и трагедия, надежда и отчаяние, жизнь и смерть, поэзия и наука, Древний Восток и современная Европа».
        2. (8 очков.) Источник множества интересных математических задач. Термины из этой области можно встретить в литературе по комбинаторике, программированию, кибернетике.
        3. (7 очков.) Когда в каждой семье можно будет найти эту игру, появится надежда на то, что со временем исчезнет скудость истинных государственных умов.
        4. (6 очков.) Родина – Индия. Возраст – XV столетий. Имя изобретателя неизвестно. Древнее старинное название – чатуранга.
        5. (5 очков.) Уроженец Праги по имени Стейниц первым прославил свое имя в связи с этой игрой.
        6.(4 очка.) Это постоянный спор «двух K».
        7. (3 очка.) Это дворцовая жизнь в миниатюре.
        8. (2 очка.) Эта игра связана с населенным пунктом.
        9. (1 очко.)
        На квадратиках доски
        Короли свели полки.
        Нет для боя у полков
        Ни патронов, ни штыков.

        Комментарий учителя.
        • Известен интересный исторический факт: 16 декабря 1776 г. произошло крупное сражение при Тринстоне между британской армией во главе с генералом Ролем и восставшими северо-американских колоний. Генерал Роль забыл прочесть донесение от своих разведчиков, так как был занят игрой. И битва была проиграна. Он играл в шахматы!
        • Шахматы – символ мудрости и справедливости.
        • Все до сих пор спорят, что такое шахматы – искусство, спорт или игра? Для кого-то это труд, для кого-то – отдых. Однако очевидно, что для игры в шахматы нужны воля, упорство, настойчивость в достижении поставленной цели, хорошая память, логическое мышление, математические способности и, несомненно, талант.

        Команда 6Б класса покажет легенду о возникновении этой игры.
        Инсценировка сказки «Легенда о шахматах».
        Действующие лица:
        Ведущий
        Шах
        Визирь
        Мудрец
        Счетовод
        На сцене полумрак, на ковре, на подушках лежит шах. Ему скучно. Стража шаха обмахивает его опахалами. Из-за занавеса слышен голос ведущего.
        Ведущий. Один мудрец придумал игру, которую мы сейчас называем «шахматы». Объяснил он шаху правила игры, и игра ему очень понравилась. Шах решил щедро наградить мудреца.
        Шах (громко кричит). Визирь! Визирь!
        Визирь (вбегает и падает на колени). Слушаю и повинуюсь мой господин.
        Шах. Награди Мудреца, дай ему все, что он захочет. Я достаточно богат, чтобы быть щедрым.!
        Визирь (кричит). Позвать Мудреца! (Появляется Мудрец похожий на звездочета.) Что ты хочешь. Мудрец, за свою игру?
        Мудрец. О, Великий шах! Я не буду просить золото и драгоценности. Я хочу, чтобы на первую клетку шахматной доски по, жили одно зерно, на вторую - два зерна, на третью - четыре зерна( и так до 64 клетки, постоянно удваивая число зерен предыдущей клетки.)
        Шах (смеется). Я, что, похож на нищего? Что, я не могу одарить тебя по достоинству? Проси что-нибудь другое.
        Мудрец. О, могущественный повелитель! Не гневайся, больше мне ничего не надо.
        Шах (недовольно махнув рукой). Визирь, дай ему то, что он просит.
        Ведущий. Прошло несколько дней. Шах целыми днями играл в шахматы и вспоминал о Мудреце.
        Шах. Визирь! Визирь!
        Визирь (вбегает и падает на колени). Я здесь, мой повелитель!
        Шах. Наградили Мудреца?
        В и з и р ь. О нет. Великий шах! Все счетоводы государства считают зерно.
        Шах. Как вы могли ослушаться? Позвать сюда Счетовода!
        коленях вползает Счетовод, непрерывно кланяясь.) Почему с Мудрец не награжден?
        Счетовод. О, великий и светлейший государь! Во всем твоём государстве нет столько зерен, на всей Земле не растет такого количества зерна, которое хочет получить Мудрец.
        Шах. Сколько же ему нужно дать?
        Счетовод. Вот это число: 18446744073709551615. Если 10 зерен весят один грамм, то ты должен ему отдать 184 миллиарда 467 миллионов 440 тысяч 737 тонн 95 килограммов и 516 граммов пшеницы, мой повелитель! Если на всей Земле за год выращивают 2 миллиарда тонн, то, чтобы отдать ему все зерно, его нужно вы¬ращивать 92 года. А ведь на Земле еще никогда не выращивали по 2 миллиарда тонн пшеницы, о повелитель!
        Шах. Мудрец всегда мудрец!
        Ведущий. Индусский царь Шерам (индийский принц Сирем) научился играть в шахматы и восхищен остроумием и разнообра¬зием положений в этой игре.
        18 446 744 073 709 551 615 - восемнадцать квинтильонов 446 квадрильонов 744 триллиона 073 биллиона 709 миллионов 551 ты¬сяча
        Если бы царю удалось засеять пшеницей площадь всей поверх¬ности Земли, считая и моря, и океаны, и горы, и пустыню, и Аркти¬ку с Антарктикой, и получить удовлетворительный урожай, то, по¬жалуй, лет за 5 он смог бы рассчитаться. (Архимед.)

        2 конкурс
        Каждая команда получает задание, состоящее из 23 вопросов.
        Команды получают тот же танграм, но уже с пронумерованными частями – танами.
        <\/u><\/a>
        После выполнения заданий, у ребят получаются набор номеров заданий с одинаковыми ответами. Номера заданий с совпадающими ответами - это стороны танов, которые должны соединяться. Все таны должны быть задействованы. Нельзя накладывать друг на друга.
        Вопросы для команд
        1. На ёлке горело 7 свечей, 5 из них погасли. Сколько осталось?
        2. Двое играли в шахматы четыре года. Сколько играл каждый?
        3. Какая цифра в переводе с латинского языка означает "ничего".
        4. Сколько квадратов на рисунке?
        <\/u><\/a>
        5. Как называется вторая координата точки?
        6. Число, которое делится на все числа без остатка.
        7. Сколько букв в фамилии математика, автора теоремы "Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов"?
        8. На одной руке 5 пальцев, на двух десять, а на десяти сколько?
        9. Три плюс три умножить на три.
        10. Какое число обращается в бесконечность без всяких арифметических действий?
        11. Чему равен 1 пуд?
        12. Сколько полос на флаге России?
        13. Ребус.(Приложение3)
        14. У треугольника три угла, если один срезать, сколько останется?
        15. Ребус
        16. У Марины было целое яблоко, две половины и четыре четвертинки. Сколько было у неё яблок?
        17. Какое слово состоит из трёх одинаковых букв?
        18. Сколько граней у нового шестигранного карандаша?
        19. В каком слове 40 гласных?
        20. Бревно распилили на 8 частей. Сколько сделали распилов?
        21. Чему равна сумма противоположных чисел?
        22. Чему равен угол в квадрате?
        23. Цифра которая никогда не может быть первой в записи натурального числа?
        Ответы:
        1. На ёлке горело 7 свечей, 5 из них погасли. Сколько осталось?(2)
        2. Двое играли в шахматы четыре года. Сколько играл каждый?(4)
        3. Какая цифра в переводе с латинского языка означает "ничего".(0)
        4. Сколько квадратов на рисунке?(3)

        5. Как называется вторая координата точки?(ордината)
        6. Число, которое делится на все числа без остатка(0).
        7. Сколько букв в фамилии математика, автора теоремы "Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов"?(7)
        8. На одной руке 5 пальцев, на двух десять, а на десяти сколько?(50)
        9. Три плюс три умножить на три.(12)
        10. Какое число обращается в бесконечность без всяких арифметических действий?(8)
        11. Чему равен 1 пуд?(16 кг)
        12. Сколько полос на флаге России?(3)
        13. Ребус.(ордината)
        14. У треугольника три угла, если один срезать, сколько останется?(4)
        15. Кто автор четырёхзначных математических таблиц(Брадис В. М.)
        16. У Марины было целое яблоко, две половины и четыре четвертинки. Сколько было у неё яблок?(3)
        17. Какое слово состоит из трёх одинаковых букв?(трио)
        18. Сколько граней у нового шестигранного карандаша?(8)
        19. В каком слове 40 гласных?(сорока)
        20. Бревно распилили на 8 частей. Сколько сделали распилов?(7)
        21. Чему равна сумма противоположных чисел?(0)
        22. Чему равен угол в квадрате?(90)
        23. Цифра которая никогда не может быть первой в записи натурального числа?(0)
        Ответив на вопросы, получаем группы чисел:
        (2;14), (3; 6;21;23), (5; 13), (7; 20), (4; 12; 16), (10; 18)
        Совмещая части танов учитывая нумерацию получаем фигуру:
        (Приложение2)
        Пока команды выполняет задание, болельщикам предлагаются вопросы (за каждый правильный ответ - жетон).
        1. Как переводится название марсианских спутников «Фобос» и «Деймос».( В переводе с греческого “Фобос” означает “страх”, а “Деймос” - “ужас”.)
        2. Вам дали это, это и сейчас принадлежит вам. Вы его никогда и никому не передавали, но им пользуются все ваши знакомые. Что это?(Ваше имя)
        3. Гуляю по свету, жду ответа. Найдёшь ответ - меня и нет.(загадка)
        4. Оно длиннее всего на свете - и короче. Быстрее всего и медленнее. Самое дробное – и самое неразрывное. Его меньше всего ценят, но больше всего сожалеют о его отсутствии. Без него ничего не может быть сделано. Когда его мало, оно пожирает всех и вся без следа, а когда много – даёт возможность вздохнуть спокойно. Что это? (Время)
        5. Кристина написала двузначное число, а потом перевернула лист бумаги так, что нижняя и верхняя половина листа поменялись местами. При этом оказалось, что число не изменилось. Какое число могла записать Кристина? (69)
        6. Два брюшка, четыре ушка.(подушка)
        7. Без рук без топорёнка построена избёнка (гнездо)
        8. Не ест не пьёт, а говорит и поёт.(радио)
        9. Три плюс семь умножить на десять.(73)
        10. Сколько животных каждого вида Моисей посадил в ковчег? (Ковчег строил Ной, а не Моисей)
        11. Стороны треугольника равны 13, 18 и 31 см. Чему равна площадь? (0, такого треугольника не существует. В любом треугольнике сумма двух любых сторон больше длины третьей)
        12. Имеется 5 кусков цепи по 3 кольца в каждом. Какое наименьшее число колец придётся расковать и сковать, чтобы соединить эти куски в одну цепь.(наименьшее количество – три. Нужно расковать один кусок цепи и с помощью трёх полученных колец соединить остальные четыре куска).
        13. Люди, приезжавшие в одну деревушку, часто удивлялись местному глупцу. Когда ему предлагали выбор между блестящей 50-центовой монетой и мятой 5 – долларовой купюрой, он всегда выбирал монету, хотя она стоит вдесятеро меньше купюры. Почему он никогда не выбирал купюру. (Глупец был не так глуп: он понимал, что пока он будет выбирать 50 – центовую монету, люди будут предлагать ему деньги на выбор, а если он выберет пятидолларовую купюру, предложения денег прекратятся, и он не будет получать ничего)

        Стихотворение от 6 «А». «Математика»
        Говорят математика очень суха
        Говорят математика неодолима
        Но всякий признается в том без греха,
        Что знать математику необходимо.
        О сухости скажет плохой ученик
        О трудности парень ленивый
        Но кто в математику глубже проник
        Тот будет довольно счастливым.

        3 конкурс
        Придумать свою фигуру из танов и дать ей название.
        Команды думают, а мы с вами вспомним песни, пословицы, поговорки связанные с математикой.
        За правильные ответы вручаются жетоны.

        Пока жюри подводит итоги, болельщики всех трёх классов поют песню
        гимн математике (на мотив песни «Чему учат в школе?»).
        ГИМН МАТЕМАТИКЕ
        Уравнения решать, радикалы вычислять –
        Интересная у алгебры задача!
        Интегралы добывать,
        Дробь делить и умножать
        Постараешься - придет к тебе удача!

        Геометрия нужна, но она ведь так сложна!
        То фигура, то тела - не разберешься.
        Аксиомы там нужны,
        Теоремы так важны,
        Их учи - и результата ты добьешься!

        Все науки хороши
        Для развития души.
        Их и сами все вы знаете, конечно,
        Для развития ума математика нужна,
        Это было, это будет, это вечно.

        Заключительное слово учителя.
        Математика - это орудие, с помощью которого че¬ловек познает и покоряет себе окружающий мир. Чтобы сделать в математике открытие, надо любить ее так, как любил ее каждый из великих математиков, как любили и любят ее десятки и сотни дру¬гих людей. Сделайте хотя бы малую часть того, что сделал каждый из них, и мир навсегда останется благодарным вам. Полюбите ма¬тематику!

        Заключительное стихотворение от команд:
        Мы сегодня в этом зале
        Встречались с шутками, друзья.
        Посмеялись с вами, помечтали,
        Многое узнали для себя.

        Мы подумали и вместе порешали,
        Находили верный мы ответ.
        И от всех, сидящих за столами
        Я передаю вам всем привет.

        Здесь смекалку вашу всю познали,
        И мы поклоняемся все ей.
        Я приветствую от всех сидящих за столами
        всех веселых и находчивых друзей.

        Вы еще не раз скрестите шпаги,
        И не раз победа к вам придет.
        Поднимите флаги,
        Бросьте клич:
        «К познанию! В путь! Вперед!»
        Жюри объявляет результаты. Награждаются команды за победу и участие.


        Спасибо: 0 
        ПрофильЦитата Ответить
        Новых ответов нет


        Ответ:
        1 2 3 4 5 6 7 8 9
        большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

        показывать это сообщение только модераторам
        не делать ссылки активными
        Имя, пароль:      зарегистрироваться    
        Тему читают:
        - участник сейчас на форуме
        - участник вне форума
        Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 6
        Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
        аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



        Бесплатные готовые дизайны для форумов